Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences
RuEn

29.11.2017 г. состоялось заседание Ученого совета

29 ноября 2017 года состоялось заседание ученого совета ФГБУН ВолНЦ РАН, на котором было представлено научное сообщение заместителя директора по научной работе заведующего отделом исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие ФГБУН ВолНЦ РАН канд. экон. наук Л.В. Бабич на тему «Системный подход в подготовке научных кадров – важнейшее направление научно-технологического развития регионов России».

Во вступительной части сообщения, раскрывая актуальность исследования, Любовь Васильевна отметила, что вопросы экономического роста и поиска путей устойчивого экономического развития являются приоритетными задачами современных государств. При этом определяющая роль в их решении зачастую отводится науке и технологиям. Так, согласно данным Всемирного банка за 2011–2012 гг., именно новые знания, конвертируемые в технологии и оборудование, обеспечивают от 70 до 85% прироста ВВП развитых стран.

Любовь Васильевна подчеркнула, что первенство в исследованиях и высокие объемы производства инновационной продукции закреплены в Стратегии научно-технологического развития РФ (утв. Указом Президента РФ № 642 от 01.12.2016) как ключевые факторы, определяющие конкурентоспособность и безопасность национальной экономики. Конечной целью реализации данной стратегии обозначено обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации. Однако серьезным сдерживающим фактором для достижения указанной цели является дефицит высококвалифицированных кадров науки, обусловленный среди прочего отсутствием системного подхода в подготовке научных кадров.

В основной части доклада, обосновывая необходимость реализации системного подхода к управлению подготовкой научных кадров как важнейшему направлению государственной политики в области научно-технологического развития (НТР) России, Л.В. Бабич представила теоретические основания НТР, ретроспективу НТР России в ХХ – начале XXI века, выделила современные проблемы НТР России, раскрыла особенности аспирантуры как института подготовки кадров высшей квалификации и ознакомила присутствующих с опытом использования системного подхода к подготовке научных кадров в ФГБУН ВолНЦ РАН.

Любовь Васильевна отметила, что Россия позднее большинства европейских стран встала на путь развития академической науки и, соответственно, позднее включилась в процессы индустриализации и модернизации экономики. К середине XX века сложилась триада «промышленность-наука-образование» – своеобразный национальный комплекс, целеполагаемый государством и ориентированный прежде всего на развитие военной отрасли. Вплоть до начала 1990-х гг. наблюдались позитивные тенденции в развитии научного сектора – рост числа вузов и НИИ, численности аспирантов, кандидатов и докторов наук. В целом сфера НИОКР показывала более высокие темпы роста, чем вся советская экономика; росла наукоемкость производства. В то же время существенной отдачи от научной деятельности, особенно для отраслей гражданской промышленности, не наблюдалось; низкой была и восприимчивость к достижениям и разработкам западной науки. Со второй половины 70-х гг. стало проявляться технологическое отставание СССР, наблюдался спад в электронной промышленности, постепенно снижалась доля машиностроительных разработок. За «перестроечный» период и этап «лихих 90-х» (1991–2001 гг.) все ключевые показатели научно-технологического развития России сократились почти наполовину. И далее, в 2001–2010 гг., несмотря на рост вложений в научную сферу и технологическое развитие, произошло заметное снижение численности исследователей и уменьшение экспорта высокотехнологичной продукции.

На основе проведенного анализа Любовь Васильевна выделила современные проблемы научно-технологического развития России, среди которых наиболее злободневными являются низкий уровень финансирования науки, разрушение объектов научно-производственной базы, старение научных кадров, распад отраслевой науки. Для преломления существующего положения дел, как отметила Любовь Васильевна, необходимо развитие фундаментальной науки, рассматриваемой в качестве приоритетного инструмента реализации Стратегии НТР России. В контексте обеспечения развития фундаментальной науки ведущую роль играют подготовка кадров высшей квалификации, а также интеграция науки и образования.

Институциональными формами подготовки научных кадров выступают аспирантура и докторантура. Любовь Васильевна подчеркнула, что для российской системы послевузовского профессионального образования (ППО) характерны стихийность и неравномерность развития, проблемы с качеством проводимых соискателями исследований, несоответствие стандартов обучения в рамках аспирантуры и докторантуры с представлениями о высшей ступени образования. В целом за 1995–2015 гг. отмечается отрицательная динамика численности аспирантов в вузах и НИИ, снижение эффективности аспирантуры. Данный тренд в конечном итоге привел к заметному сокращению подпитки «научного корпуса» (т.е. лишь малая часть аспирантов связывает свою дальнейшую профессиональную деятельность с наукой).

В Вологодской области система ППО реализована на базе трех вузов и одного академического центра (ФГБУН ВолНЦ РАН). Любовь Васильевна обратила внимание, что за 2010–2015 гг. численность аспирантов год от года снижалась (с 735 до 266 чел.), однако число исследователей, имеющих ученую степень, в целом за период выросло в 2 раза (с 72 до 144 человек).

В ФГБУН ВолНЦ РАН подготовка высококвалифицированных кадров осуществляется в рамках деятельности научно-образовательного центра (НОЦ) путем организации просветительской и образовательной деятельности среди талантливой молодежи и содействия ее непрерывному обучению начиная с общеобразовательной школы и заканчивая аспирантурой и сопровождением молодых кандидатов наук при написании докторской диссертации. Любовь Васильевна ознакомила слушателей с особенностями организации системной работы в НОЦ, обозначила содержание процесса обучения в аспирантуре, представила динамику ключевых показателей эффективности деятельности аспирантуры. Докладчик особо подчеркнула, что вся реализуемая в НОЦ система подготовки кадров начиная со школьной скамьи направлена на развитие качественных сторон обучающихся и формирование личности исследователя, ученого.

В завершение выступления Любовь Васильевна представила перспективы развития системы подготовки научных кадров в ФГБУН ВолНЦ РАН. Ведущая роль отводится мероприятиям по совершенствованию работы подсистемы школьного образования за счет использования Smart-learning, введения в образовательную программу дисциплин ИТ и математическому моделированию, обеспечению деятельности магистратуры и совершенствованию деятельности аспирантуры. Немаловажное значение уделяется и работе по улучшению взаимодействия с вузами г. Вологды, усилению сопровождения молодых ученых при подготовке диссертаций на соискание ученой степени доктора наук, а также кадровому обеспечению новых научных направлений путем лицензирования программ магистратуры и аспирантуры и повышения квалификации научных сотрудников по программам ДПО.

В обсуждении материалов доклада приняли активное участие д.э.н. А.А. Шабунова, к.э.н. О.Н. Калачикова, к.э.н. Г.В. Леонидова, к.э.н. С.А. Кожевников, к.э.н. Е.А. Мазилов.

Прикрепленные файлы

Ученый совет_29 ноября 2017_основной доклад Л.В. Бабич

Прикрепленные изображения

All messages