Вологодский научный центр Российской академии наук

Результаты исследования ВолНЦ РАН о специфике культурного потребления в Вологодской области были представлены на заседании научного семинара в рамках научной школы, возглавляемой д.э.н. А.А. Шабуновой

18 декабря 2025 года младший научный сотрудник Центра социокультурных и политических исследований ВолНЦ РАН Ангелина Эдуардовна Жданова представила доклад на тему «Специфика культурного потребления в Вологодской области: эмпирическое исследование» на заседании постоянно действующего научного семинара-дискуссии «Социальная экономика» в рамках научной школы ВолНЦ РАН «Проблемы социально-демографического развития территорий» (руководитель – д.э.н., доцент А.А. Шабунова). Результаты исследования культурно-досуговых предпочтений населения Вологодской области с учетом территориальной специфики получены в рамках выполнения Государственного задания № FMGZ-2025-0015 «Социокультурное развитие и социодинамика общественно-государственных отношений в российских регионах».

В докладе представлены результаты исследования культурно-досуговых предпочтений населения Вологодской области с учетом территориальной специфики. Основной эмпирической базой работы выступили данные социологического опроса в рамках «Мониторинга экономического положения и социального самочувствия населения Вологодской области» за 2024 год, а также официальная статистика и общероссийские опросы ВЦИОМ.

В рамках работы выявлено, что доминирующими формами досуга в Вологодской области являются неформальное общение («встречи с друзьями») и пассивный отдых. Важны при этом территориальные различия: для жителей крупных городов (г. Вологда, г. Череповец) более характерны активные и социальные формы досуга, тогда как в сельской местности преобладают пассивные практики и ведение домашнего хозяйства. Наибольшей популярностью у населения пользуется кинематограф, при этом положительно оцениваются как советские, так и современные российские фильмы и сериалы. Цифровизация трансформирует культурное потребление, однако интернет в основном используется для коммуникации и получения новостей, а не для потребления «высоких» культурных продуктов. Исследование показало, что значительная часть респондентов отмечает сокращение числа «культурных людей» в своем окружении. Следует отметить, что в массовом сознании «культурный человек» ассоциируется с воспитанностью, вежливостью, образованностью и эрудированностью. Результаты подчеркивают необходимость учета региональной специфики при разработке культурной политики.

Рецензентами выступили с.н.с. к.э.н. Т.С. Соловьева и с.н.с. к.э.н. И.А. Секушина, которые отметили актуальность изучения данной темы, высоко оценили проработку и структурированность материала автором, дали теоретические и практические рекомендации по дальнейшему изучению и проработке данной тематики. Эксперт – и.о. зав. центром., с.н.с. к.э.н. Екатерина Дмитриевна Копытова – дала положительную характеристику докладу и качеству дискуссии, обратив внимание на дальнейшее более детальное изучение феномена «культурного человека».

Более подробно с результатами исследования можно ознакомиться в статье автора.

Прикрепленные изображения

Все сообщения