Содержание статьи, на наш взгляд, вызывает дискуссию.
Во-первых, а хватит ли на самом деле денег? По данным отчетности Федерального казначейства, в 2018 году регионам придется отдать почти 40% собственных доходов на погашение кредитов (бюджетных – 778 млрд руб., банковских – 1254, 6 млрд руб.), что заставляет усомниться в категоричности утверждений авторов. Кроме того, потребуются существенные финансовые ресурсы на реализацию указа Президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»[1].
Во-вторых, не вполне правильно говорить о динамике дефицита, оперируя только его сальдированной суммой. Если взять чистый дефицит, то картина кардинально изменится: по итогам
В-третьих, более половины профицита в 2017 гг. обеспечили всего 5 регионов (Краснодарский край, республики Башкортостан и Татарстан, Ямало-Ненецкий АО, Кемеровский область).
В-четвертых, в регионах, которые вошли в авторский рейтинг по размеру профицита в
Таким образом, учитывая значительную закредитованность регионов и ожидаемое увеличение расходов на реализацию указа Президента РФ, с большой долей уверенности можно предположить, что субфедеральные бюджеты будут испытывать дефицит, нейтрализация которого усилит риски наращивания новых заимствований и, соответственно, государственного долга субъектов РФ.
[1] По оценкам Правительства РФ потребность в реализации указа составит 25 трлн руб. Практика выполнения предыдущих указов главы государства от 7 мая 2012 года дает основания предполагать, что большая часть финансирования будет переложена на региональный уровень.