Вологодский научный центр Российской академии наук
RuEn

Повышение человеческого потенциала детского населения

Ученые ВолНЦ РАН предложили изучать человеческий потенциал детей. Для этого были выделена научная категория «человеческий потенциал детского населения» (ЧПДН) и разработана индексная методика для его оценки.

Методика позволяет оценивать сформированность у детей различных навыков в соответствии с возрастной спецификой по трем характеристикам: здоровье, интеллектуальное и социокультурное развитие. Показатели, необходимые для апробации методики, получаются с использованием социологических методов. Проект был поддержан РФФИ (грант «Инструменты повышения человеческого потенциала детского населения в условиях социально-экономических трансформаций общества» № 18-011-01039.

Полученные наблюдения актуализируют дальнейшее углублённое изучение угроз формированию человеческого потенциала детского населения, исходящих от трансформаций отдельных социальных институтов.

В процессе исследований:

  • разработан инструментарий для проведения социологического опроса семей с детьми с целью апробации авторской методики (четыре типа анкет для опроса родителей, воспитывающих детей разных возрастных групп);
  • проведен массовый социологический опрос семей с детьми Вологодской области, на данных опроса проведена апробация методики оценки сформированности компонентов ЧПДН;
  • выявлено, что вследствие снижения интенсивности воспитательного воздействия в период обучения детей в средней школе наблюдается снижение развития их человеческого потенциала;
  • определено, что гаджетизация проявляется во все более раннем приобщении детей к устройствам и виртуально-цифровой среде (15-17-летние подростки начали использование гаджетов в 9 лет, дети 3-6 лет – в 3,5 года), а так же двукратным превышением санитарно-гигиенических норм продолжительности пребывания перед экраном устройства. Использование цифровых устройств у детей старшеклассников положительно влияет на успеваемость, у младших школьников ситуация обратная – активные интернет-пользователи учатся несколько хуже.

Результаты исследований могут быть использованы органами власти для формирования эффективной системы развития детей через социальные институты, для организации работы по повышению человеческого потенциала детей в учреждениях образования, в том числе дополнительного, а также создания рекомендаций для семей с детьми.

Прикрепленные изображения

Все сообщения