Переход к цифровой экономике связан с глобальными процессами информатизации и возрастанием роли информационных технологий. Одним из важнейших ресурсов развития ИТ-отрасли выступает наличие квалифицированных кадров. Основным источником их пополнения является система образования. Вопрос подготовки ИТ-специалистов заслуживает особого внимания, поскольку в условиях изменения технологий образовательные организации не успевают своевременно и качественно готовить кадры для ИТ-отрасли.
Как показал анализ численности выпускников из учреждений среднего профессионального и высшего образования (СПО и ВО) в России и Вологодской области, наблюдается общая тенденция снижения количества выпускников из образовательных организаций как на федеральном, так и на региональном уровне и, соответственно, потенциальных кадров. При этом возрастает спрос на выпускников ИТ-специальностей, т.к. специфика цифровой экономики и развитие перспективных технологий определили необходимость появления новых профессий и специальностей в области ИТ.
Автором определен ряд негативных тенденций, которые могут оказать серьезное влияние на кадровую обеспеченность ИТ-отрасли:
1) отмечается несоответствие текущего перечня специальностей СПО и ВО вызовам цифровой экономики и процессам информатизации;
2) доля направлений подготовки, связанных с ИТ, в общем объеме всех специальностей крайне мала как на федеральном, так и на региональном уровне;
3) отсутствует системный подход в подготовке ИТ-специалистов;
4) лучшими вузами в сфере подготовки ИТ-кадров, а также вузами, которые активно сотрудничают с ИТ-компаниями, являются университеты Москвы и Санкт-Петербурга. Такая локализация свидетельствует о неравномерном развитии кадрового потенциала в сфере ИТ и высокой концентрации ИТ-специалистов в крупных городах.
Таким образом, на сегодняшний день российская система подготовки кадров довольно консервативна, недостаточно мобильна и гибка, работает не на рынок труда. На фоне повышенного спроса на ИТ-специалистов, вузы в меньшей степени восполняют его спрос. Изменения структуры рынка и инертность системы образования приводят к дисбалансу между спросом и предложением ИТ-кадров.
Вышеобозначенные проблемы требуют комплексного решения со стороны органов власти, образовательных организаций и бизнеса. Для этого следует:
- провести исследование потребности цифровой экономики, а также ИТ-отрасли, в ИТ-кадрах, что позволит спрогнозировать, какие профессиональные категории специалистов необходимо готовить;
- на основании выделенных профессий нужно обновить и дополнить существующий перечень направлений подготовки новыми, которые будут отвечать вызовам цифровой экономики и процессам информатизации. Подготовку специалистов следует начинать как можно раньше;
- скорректировать структуру всех направлений подготовки в учреждениях СПО и ВО. Для решения этой проблемы нужно «развернуть» спектр направлений подготовки в сторону ИТ-специальностей, за счет появления новых направлений подготовки, актуальных для цифровой экономики;
- оперативно начинать непосредственно саму подготовку кадров;
- отметить необходимость взаимодействия вузов с ИТ-компаниями, расширить круг университетов в регионах, взаимодействующих с ИТ-компаниями, а также перечень форм взаимодействия, что поможет развивать кадровый потенциал в сфере ИТ более равномерно.
На следующих этапах исследования предполагается проведение оценки качества подготовки специалистов по направлениям, представленным Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, возможно на основе изучения ФГОСов профессионального образования.
Реализация изложенных предложений позволит в некоторой степени решить проблемы, существующие в системе образования. Предлагаемые меры по совершенствованию процесса подготовки ИТ-кадров могут применяться федеральными и региональными органами власти и управления при корректировке планов реализации национальных проектов «Цифровая экономика» и «Образование», а также для научного обоснования мероприятий, направленных на оптимизацию системе подготовки ИТ-специалистов.
Подробнее.