Вологодский научный центр Российской академии наук
RuEn

Уровень компетенций выпускников ИТ-специальностей: соответствие требованиям работодателей

Ученые Вологодского научного центра РАН в отделе проблем научно-технологического развития и экономики знаний (зав. отделом – к.э.н. Е.А. Мазилов) изучают вопросы цифровизации экономики, в том числе – подготовки кадров в сфере информационных технологий. Младший научный сотрудник ВолНЦ РАН Ю.О. Климова в рамках государственного задания № 0168-2019-0007 «Обеспечение конкурентоспособности регионов в условиях научно-технологических изменений и цифровизации экономики» представила анализ соответствия уровня компетенций выпускников ИТ-специальностей требованиям работодателей.

На сегодняшний день развитие цифровой экономики России определяется целями и задачами, указанными в Национальном проекте «Цифровая экономика Российской Федерации до 2024 года», важное место в котором отводится отрасли информационных технологий. Одним из факторов, способствующих ее развитию, является наличие высококвалифицированных ИТ-специалистов. Происходящие изменения, вызванные научно-технологическими достижениями, влияют на процессы производства и, соответственно, оказывают воздействие на увеличение требований к компетенциям, которыми должны обладать кадры в сфере информационных технологий. Формирование необходимых компетенций происходит в образовательных организациях.

Переход к цифровой экономике обуславливает наличие квалифицированных ИТ-специалистов, способных обеспечить конкурентоспособное развитие региона. Проведенное исследование позволило выделить следующие проблемы:

  • невостребованность выпускников;
  • существенное различие в качестве подготовки выпускников бакалавриата, магистратуры и специалитета;
  • недостаточный уровень развития профессиональных компетенций у выпускников вузов вологодской области с точки зрения работодателей;
  • низкий уровень профориентационной работы представителей ит-компаний на этапе школьного обучения;
  • слабая степень взаимодействия компаний с образовательными организациями региона. При этом формы взаимодействия среди компаний и вузов, принимающих участие в дуальном обучении, не отличаются разнообразием.

Обозначенные проблемы приводят к тому, что выпускники ИТ-специальностей становятся невостребованными среди работодателей. Автором предложен ряд направлений по решению этих проблем.

  1. Одним из инструментов, который бы поспособствовал получению студентами ИТ-специальностей, обучающимися в вузах, знаний и навыков, востребованных на рынке труда, является взаимодействие учебных заведений с ИТ-компаниями. Наиболее распространенными формами взаимодействия выступают стажировки и мастер-классы. Целесообразно расширить этот перечень: программы профориентации, корпоративные кафедры, спонсорство и т.д.
  2. Необходимо пересмотреть правила изменения направлений подготовки при поступлении после бакалавриата в магистратуру. В связи с коротким сроком обучения в магистратуре и ее направленностью на углубление специализации следует допустить изменения профиля в рамках какого-либо направления подготовки, но при этом исключить возможность менять само направление подготовки при поступлении в магистратуру. Такой порядок позволит сохранить преемственность в подготовке и углубить сформированные компетенции.
  3. Нужно пересмотреть образовательные программы по направлениям подготовки, связанным с ИТ. Важно, чтобы группы ПК, закрепленные в этих программах, развивались в равной степени. Кроме этого, учитывая требования работодателей в специалистах, у которых высоко развиты аналитическое и проектное мышление, необходимо, чтобы в образовательных программах как раз был сделан упор на формирование и развитие именно этих групп ПК.
  4. Целесообразно как можно раньше начинать вести активную профориентационную деятельность работодателей со школьниками, для того чтобы к этапу завершения обучения учащийся был уверен в выборе своей будущей специальности и сделал упор на подготовку по тем предметам, которые понадобятся ему в дальнейшем.
  5. Государство должно стимулировать обе стороны, как вузы, так и компании, к сотрудничеству. Так, например, органы власти должны создавать правовые условия, для того чтобы предприятия вкладывали средства в оборудование, инфраструктуру, а вузы предоставляли помещения, поддерживали их в работоспособном состоянии. Экономисты Всемирного банка и Высшей школы экономики предлагают создавать действенные стимулы (финансовые, институциональные, организационные) для изменения содержания и методов подготовки кадров, для этого внедрять механизмы оценки образовательных услуг и результатов, вознаграждать лучшие учебные заведения. Также предлагается предоставить работодателям полномочия по управлению системой образования. Кроме этого, необходимо снижать информационную асимметрию, что подразумевает, в том числе, построение системы оценки потребностей рынка труда (проведение регулярных обследований) и создание информационной системы, связывающей образовательные и профессиональные траектории.

Перспективным направлением воздействия на процесс подготовки ИТ-кадров, обеспечивающим решение вышеназванных проблем, является организация дуального обучения. В связи с этим видится целесообразной разработка направлений и рекомендаций по решению обозначенных ранее проблем и совершенствованию системы подготовки кадров для ИТ-отрасли, что определяет перспективы исследования.

Читать статью.

Все сообщения