Вологодский научный центр Российской академии наук
RuEn

Цифровую грамотность обучающихся обсудили на семинаре в Вологодском научном центре РАН

С результатами исследования, посвященного выявлению различий в уровнях сформированности цифровой грамотности у обучающихся в свободном и управляемом режимах, 17 марта 2022 года выступила на семинаре младший научный сотрудник отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие Ольга Юрьевна Рыбичева.

Докладчик подробно остановилась на теоретико-методологическом обосновании темы, выдвинув предположение о том, что у школьников, подверженных управляемому воздействию, диагностируются более высокие уровни сформированности цифровой грамотности, чем у школьников, на которых такое воздействие не оказывалось.

Ольга Юрьевна представила результаты педагогического эксперимента, проведенного в 2020-2021 гг. коллективом научного проекта РФФИ «Smart-образование как вектор развития человеческого потенциала молодого поколения» по цифровой грамотности у обучающихся. Исследователь охарактеризовала группы обучающихся, в которых проводился эксперимент, этапы эксперимента и особенности воздействия в группах управляемого формирования.

На основе данных об изменении индекса цифровой грамотности, удельного веса испытуемых с разным уровнем развития цифровой грамотности на разных этапах эксперимента было подтверждено предположение, выдвинутое исследователем. Докладчик отметила, что на развитие цифровой грамотности у обучающихся влияют следующие факторы: характер воздействия (свободное или управляемое), интенсивность формирующего воздействия и сроки его реализации.

Эксперт старший научный сотрудник кандидат экономических наук М.А. Головчин дал высокую оценку качеству представленного доклада. Рецензенты старший научный сотрудник кандидат филологических наук Е.С. Мироненко и научный сотрудник Т.С. Соловьева отметили актуальность и содержательность выступления и предложили в дальнейшей работе над исследованием усовершенствовать диагностический инструментарий для более глубокого анализа компонентов цифровой грамотности. Активное участие в дискуссии приняли сотрудники ВолНЦ РАН кандидат экономических наук М.А. Головчин, зав. аспирантурой А.С. Кельсина и научный сотрудник Т.С. Соловьева.

Выступление прозвучало на заседании постоянно действующего научного семинара «Развитие интеллектуального потенциала региона» в рамках научной школы «Проблемы комплексного исследования региональных экономических и социальных процессов» (руководитель – член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор В.А. Ильин).

Все сообщения