Вологодский научный центр Российской академии наук
RuEn

Влияние межбюджетных трансфертов на экономический рост и структуру национальной экономики

А.И. Поварова: обзор статьи А.А. Михалковой «Влияние межбюджетных трансфертов на экономический рост и структуру национальной экономики», журнал «Вопросы экономики», № 1, 2018 г.

В журнале «Вопросы экономики» № 1, 2018 г. опубликована статья А.А. Михайловой, В.В. Климанова, А.И. Сафиной «Влияние межбюджетных трансфертов на экономический рост и структуру национальной экономики».

На наш взгляд, утверждение о том, что в межбюджетной политике предпочтение отдается выравнивающей функции в ущерб стимулирующей, является спорным. Превалирование роли дотаций в структуре межбюджетных трансфертов нельзя сводить только к выравниванию. Дотации, в отличие от субсидий, – это нецелевые трансферты, и увеличение их объема расширяет возможности региональных властей самостоятельно определять бюджетную политику и направлять дотации на различные векторы финансирования, в т.ч. и на развитие. Кроме того, получение дотаций с точки зрения критерия отнесения региона к донору или реципиенту в настоящее время консервативно и не оправданно. Имеет смысл говорить о доле, переданной с территории региона в федеральную казну. Так, например, практически все субъекты Сибирского федерального округа перечисляют 50-70% налогов в федеральный бюджет, но при этом получают дотации.

Не имеет большого практического значения, по нашему мнению, попытка связать выделение субсидий с экономическим ростом на основе эконометрической модели. Любая субсидия выделяется на определенную цель, а ее предметное использование и экономический эффект отслеживается в ходе строго регламентированных аудиторских проверок контрольно-счетных органов. При этом авторы акцентируют внимание исключительно на субсидиях АПК. Если, к примеру, регион получил софинансирование на развитие племенного животноводства, то его эффект можно без особых усилий проверить на статистических данных, даже не обращаясь к первичной документации распорядителей бюджетных средств.

Нам представляется неубедительным и вывод о том, что в регионах, получающих субсидии на АПК, структура экономики изменялась в пользу сельского хозяйства. В Вологодской области в 2005 году было получено 43,7 млн руб. федеральных субсидий на АПК, а его доля в ВРП составляла 7,5% ( 4 место в экономике). В 2015 году софинансирование увеличено в 26 раз, получено 1131,1 млн руб. субсидий, при этом доля АПК в ВРП уменьшилась до 4,4% (7 место).

Анна Ивановна Поварова, старший научный сотрудник лаборатории исследования проблем развития общественных финансов ВолНЦ РАН.

Все сообщения