Вологодский научный центр Российской академии наук
RuEn

Качество трудовой жизни. Проблемы «работающих бедных»

Какова типология работающего населения региона? Какие значимые проблемы наиболее неблагополучной группы в контексте качества трудовой жизни существуют и находится ли решение этих проблем в плоскости региональной социальной политики? Для поиска ответов на эти вопросы ученые ВолНЦ РАН – в.н.с., зав. лабораторией к.э.н. Г.В. Леонидова и ст.н.с. к.э.н. Е.А. Басова провели анализ субъективных оценок работающего населения относительно их качества трудовой жизни (КТЖ) и оценку пробелов в социальной политике региона применительно к состоянию и качеству рабочих мест с использованием многомерных методов статистического анализа.

Важным индикатором эффективности функционирования социально-трудовой сферы выступает КТЖ работающего населения, представляющее собой характеристики труда, обеспечивающие наиболее эффективное использование и развитие трудового потенциала индивида. Расширение масштабов благополучия и удовлетворенности трудовой деятельностью как результат эффективного управления может стать движущей силой в достижении целей устойчивого развития и экономического роста.

В результате исследования авторы пришли к выводу, что в формировании оценок удовлетворенностью КТЖ основное значение имеют три фактора, условно названные «оплата труда», «внутренняя среда» и «призвание».

Уровень заработной платы является главным фактором в системе мотивационной деятельности к труду для представителей группы «Бедные», имеющих минимальную величину заработка по сравнению с другими выявленными группами, низкий уровень образования и высокую занятость в низкодоходных сферах и отраслях экономики.

Проведенный расчет сводного (общего) и частных (индивидуальных) индикаторов КТЖ на основе индексной системы оценки позволил выявить минимальный уровень удовлетворенности «работающих бедных» абсолютно по всем аспектам КТЖ за исключением показателя «устойчивость занятости».

По мнению авторов, заработная плата работающего населения выступает одновременно и как ключевой фактор удовлетворенности КТЖ, и как главное препятствие его повышения. Решение данной проблемы в рамках региональной социальной политики представляется малорезультативным. Важен комплексный подход, ориентированный на качественный и ритмичный рост экономики.

Несмотря на постепенное осознание важной роли развития трудового потенциала, системного включения компонентов КТЖ в нормативно-правовую базу на региональном уровне не наблюдается. Детальный анализ программ регионального развития Вологодской области на средне- и долгосрочную перспективу показал наличие в них различных аспектов КТЖ в опосредованном виде.

Повышение КТЖ работающего населения в рамках региональной социально-трудовой политики предусматривает реализацию следующих направлений:

- определение содержательной конструкции КТЖ, основных компонентов и методов их оценки.

- формирование региональных программ по повышению КТЖ населения с установлением стандартов и границ минимальных значений с последующим мониторингом ситуации и выявлением проблемных зон.

- разработка практических мер, способствующих росту жизненных стандартов работающего населения. Подобные программы целесообразно увязывать с уровнем образовательной подготовки, квалификацией трудоспособного населения и жизненным циклом их семей.

- обеспечение равного доступа работоспособного населения к продуктивной занятости в соответствии с квалификационным и образовательным уровнем и вкладом в валовый продукт региона и страны.

Мероприятия на локальном уровне (внедрение новых форм занятости, включая цифровые места, гибкие графики работы и т. д.) также способны увеличить рост КТЖ и повысить удовлетворенность населения различными аспектами труда.

В перспективе с помощью данных проведенного исследования возможно разработать комплексную методику оценки КТЖ населения региона (наряду с официальными материалами статистики) и практические меры по повышению качества трудовой деятельности работающего населения. Полученные результаты могут быть полезны лицам, принимающим решения (органам государственного и регионального управления, руководителям предприятий и организаций разного уровня), в целях эффективного использования трудового потенциала граждан.

Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться в статье.
Все сообщения