Вологодский научный центр Российской академии наук
RuEn

Национально-культурные автономии в современной России

В рамках государственного задания № 0168-2019-0015 «Механизмы и методы повышения социально-культурного потенциала регионов» старший научный сотрудник отдела исследования уровня и образа жизни населения ВолНЦ РАН (зав. отделом – к.э.н. О.Н. Калачикова) к.э.н. К. Н. Калашников изучает проблемы представительства и эффективности национально-культурных автономий.

Национально-культурная автономия – объединение граждан, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Институт национально-культурной автономии, будучи экстерриториальным общественным формированием, чрезвычайно актуален для стран со сложным этническим составом, какой безусловно является и Российская Федерация. Как форма национально-культурного самоопределения – национально культурная автономия призвана создать условия для сохранения национальной самоидентификации и способствовать интеграции различных национальных культур. Кроме того, склонность и способность граждан к объединению для решения насущных социально-бытовых проблем – это важнейшее условие успеха в современном мире и признак развитого гражданского общества. Представители различных социальных и этнических групп нуждаются в объединении конструктивных усилий для выживания и отстаивания собственных прав и интересов в условиях многонационального государства.

Вместе с тем национально-культурная автономия – довольно противоречивый и спорный формат общественной активности граждан в современных российских условиях. И проблема здесь кроется не в самой идее, а в характере ее реализации.

Деятельность национально-культурных автономий сопряжена с массой проблем организационного, финансового и даже психологического характера. Правовые основы НКА также весьма противоречивы и несовершенны. Так, до сих пор идут споры: на какие национально-этнические группы граждан ориентирован закон о НКА. Одни эксперты считают, что это любые представители меньшинств, коренных малочисленных народов России, а также национальных республик, проживающих за их пределами. Другие в этом плане более категоричны, утверждая, что главным условием для формирования НКА является рассеянность представителей этнической общности в определенной местности.

О проблемах в жизни автономий свидетельствуют и довольно узкий сегмент национально-этнического спектра современной РФ, представленный в эшелоне автономий, и высокие показатели ликвидации организаций в течение всего периода действия закона о НКА. Это позволяет предположить, что первоначальный энтузиазм учредителей НКА постепенно сменяется пресыщением, отрезвлением и даже разочарованием в реальных возможностях этих форм гражданской активности.

Какова истинная цель НКА в сохранении культурного многообразия и социально-культурного потенциала в России? Насколько эффективны действующие на сегодняшний день организации? Ответить на эти вопросы сложно. Общие формулировки, «содействие формированию толерантности», «развитие межнационального диалога» и «укрепление национальной общины», часто употребляемые в уставах НКА, не свидетельствуют ни о чем, кроме благих намерений. Решение же важных социальных проблем требует средств и специальных знаний. Даже наличие харизматичного лидера не дает каких-либо принципиальных преимуществ в деле сохранения культурной самобытности. Конечно, можно говорить о недостатке средств и важности государственной помощи НКА, однако это не является критическим требованием для существования общественных организаций. Идея их создания заключается в стремлении самостоятельно решать актуальные задачи общины. Однако даже функции НКА в области презентации культурных ценностей выполняются поверхностно и эпизодически.

Подробнее можно ознакомиться в статье.

Фото с сайта МВД.РФ

Все сообщения