В России деятельность по повышению финансовой грамотности в большей степени ориентирована на людей молодого и среднего возраста. Старшему поколению уделяется существенно меньше внимания как с точки зрения информационно-образовательных мероприятий, так и в контексте научных исследований. Авторы работы задались целью выявить особенности финансовой грамотности пенсионеров и предпенсионеров, требующих учета при формировании механизма взаимодействия с данными социально-демографическими группами.
В условиях старения населения и увеличения среднего возраста граждан повышение финансовой грамотности старшего поколения необходимо для поддержания устойчивых темпов социально-экономического развития. Однако не следует забывать, что и сам рынок финансовых услуг должен постоянно развиваться и адаптироваться. Одна из главных задач всех субъектов этого взаимодействия – формирование культуры финансового доверия.
Социально-экономические исследования в сфере ведения семейного бюджета, использования кредитов, формирования пенсионных накоплений, обеспечения финансовой безопасности собственных средств показывают низкую долю пенсионеров и предпенсионеров, ведущих семейный бюджет, которые:
- имеют резервный фонд на случай непредвиденных ситуаций,
- не испытывают сложности с оплатой текущих счетов,
- достаточно понимают условия кредитного договора и кредитных обязательств (дисциплинированность в платежах, обязательность возврата займа),
- активны в формировании накоплений на старость,
- понимают наличие угрозы безопасности средств на банковских картах.
Уровень проявления этих проблем среди старшего поколения различается в зависимости от возраста и пола. Имеющиеся проблемы объясняются не только социально-экономическими (доход, занятость, накопленное имущество и проч.) и когнитивными (уровень знаний) факторами, но и высоким уровнем недоверия населения пенсионного и предпенсионного возраста большинству финансовых институтов. Причем барьер недоверия имеет двойственную природу: недоверие представителей старшего поколения к банковским и страховым институтам выступает «тормозом» развития адаптированных банковских и страховых услуг для данной категории населения.
В данном контексте применение дифференцированного набора мер повышения финансовой грамотности с учетом выявленных проблем, наряду с формированием культуры финансового доверия, может не только стать катализатором роста благосостояния пожилых граждан, но и способствовать развитию рынка финансовых и сопутствующих (в частности цифровых) услуг.
Сделанные выводы и предлагаемая методика очерчивают перспективы дальнейшей работы. Результаты исследования модельно отражают ситуацию с финансовой грамотностью населения Северо-Западного федерального округа, поэтому возможно выделение отдельных регионов и проведение более детального анализа по всему перечню предметных областей финансовой грамотности для различных социально-демографических групп населения.
Подробнее – в статье.