Вологодский научный центр Российской академии наук
RuEn

Влияние процессов централизации и децентрализации на формирование налогового потенциала территорий

Каковы условия формирования налогового потенциала? Как влияют централизация и децентрализация на налоговый потенциал территорий? Как различаются регионы с разными пропорциями налогового распределения? Ответы на эти вопросы дает ст.н.с., зав. лабораторией исследования проблем развития общественных финансов отдела проблем социально-экономического развития и управления в территориальных системах Вологодского научного центра РАН к.э.н. М.А. Печенская-Полищук в статье, опубликованной в журнале «Экономика региона».

В рамках работ по гранту Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук (№ МК-2003.2020.6, проект «Финансовые механизмы стимулирования муниципального развития в контексте обеспечения экономического роста государства») Мария Александровна Печенская-Полищук провела исследование, результаты которого отражены в статье «Влияние процессов централизации и децентрализации на формирование налогового потенциала территорий», вышедшей в журнале «Экономика региона».

В публикации обозначена гипотеза исследования: умеренно децентрализованный характер распределения налоговых доходов позитивно влияет на бюджетное состояние территорий и повышает эффективность формирования налогового потенциала. Для подтверждения или опровержения гипотезы был спроектирован оригинальный дизайн исследования, согласно которому разработан и обоснован методический подход, позволяющий на основе типологизации регионов оценить условия формирования их налогового потенциала. Объектом апробации авторского подхода стали все субъекты Российской Федерации за период с 2006 по 2018 г. Расчеты опирались на официальные отчетные данные Федерального казначейства России, Федеральной налоговой службы России и Счетной палаты РФ.

В ходе исследования авторская гипотеза нашла подтверждение: наилучшие бюджетные (уровень долговой нагрузки до 30%, дефицитности – до 4%, прирост бюджетных доходов – 7-9%) и социально-экономические показатели были присущи типам регионов с долей централизации налоговых доходов в пределах 15-30%. При большем или меньшем значении доли отмечается замедление темпов роста бюджетных расходов, рост уровня дефицитности и долговой нагрузки.

Полученные данные указали на существование разбалансированности бюджетных и социально-экономических показателей и несоответствие формирования налогового потенциала задаче стимулирования экономического роста. Результаты исследования подтвердили особую важность построения приоритетов бюджетной политики с учетом развития налогового потенциала регионов.

С полным текстом статьи можно ознакомиться на сайте журнала «Экономика региона»: https://economyofregion.ru/arhiv/vliyanie-proczessov-czentralizaczii-i-deczentralizaczii-na-formirovanie-nalogovogo-potencziala-territorij/

Все сообщения