Исследователь акцентирует внимание на том, что в настоящее время отведенная России роль поставщика промежуточных товаров и потребителя конечной продукции усугубляет закоренелые проблемы ее экономики, закрепляет структурные дисбалансы, сдерживает развитие внутреннего рынка. В то же время на фоне турбулентности и неопределенности, характерных для современного этапа развития мировой цивилизации, перед Россией открывается окно возможностей для изменения ситуации.
Эксперты отмечают нарастающую регионализацию глобальной экономики и разделение мира на «зоны доверия», в рамках которых только и будет возможным восстановление производственных цепочек. Меняется технологический фундамент развития мировой экономики, в ней появляются новые секторы, формируются новые региональные центры экономического и политического влияния.
По мнению автора статьи, одной из ключевых целей Стратегии национальной безопасности может стать превращение России в такой центр и формирование вокруг нее собственной «зоны доверия». Ее достижение потребует обеспечения устойчивого развития экономики на новой технологической основе за счет институциональной и структурной перестроек экономики, повышения ее диверсифицированности, конкурентоспособности и устойчивости.
В этой связи становится особенно актуальной государственная экономическая политика, направленную на развитие межрегиональных ЦДС в национальной экономике:
‑ реализация такой политики способствовала бы развитию производства конечной продукции и расширению внутреннего спроса на науку и технологии;
‑ это положительно повлияло бы на доходность предприятий, включенных в межрегиональные ЦДС (производство продукции более глубокой степени переработки в среднем приносит большую добавленную стоимость на единицу затраченных ресурсов);
‑ такая политика послужила бы движущей силой регионального развития, создала бы рабочие места и снизила стимулы для оттока населения с периферии.
В статье систематизируется и апробируется существующий аналитический и модельный инструментарий, использование которого позволяет повышать качество управления данными процессами, а также представлены основные направления и инструменты регулирования межрегиональных ЦДС.
Полностью статью можно прочитать по ссылке