Вологодский научный центр Российской академии наук
RuEn

Итоги интенсивной образовательной программы «Устойчивое развитие»

С 24 по 28 апреля 2023 года сотрудники нескольких департаментов Администрации города Вологды участвовали в интенсивной образовательной программе «Устойчивое развитие», организуемой Вологодским научным центром РАН. Результатом обучения стала публичная защита социальных проектов по направлениям «Перспективная и достойная работа», «Модель ESG-трансформации города» и «Цифровой город».

Целью интенсивной образовательной программы «Устойчивое развитие» стало формирование современных системных знаний в области устойчивого развития и практических навыков по их использованию в практике муниципального управления. В ходе обучения служащие и специалисты подразделений Администрации города Вологды не только прослушали курс лекций от ведущих российских специалистов: М.Ф. Замятина, главный научный сотрудник лаборатории комплексного исследования социального и эколого-экономического развития регионов ИПРЭ РАН (г. Санкт-Петербург), доктор экономических наук, профессор; В.П. Самарина, профессор кафедры экономики, управления и организации производства Старооскольского технологического института им. А.А. Угарова (филиал) НИТУ МИСиС (г. Старый Оскол), доктор экономических наук, профессор; С.Н. Растворцева, профессор Департамента мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ (г. Москва), доктор экономических наук, профессор; А.В. Суворова, заместитель директора Института экономики УрО РАН (г. Екатеринбург), кандидат экономических наук; С.В. Крошилин, ведущий научный сотрудник лаборатории исследования поведенческой экономики ИСЭПН ФНИСЦ РАН (г. Москва), кандидат технических наук; Е.И. Медведева, ведущий научный сотрудник лаборатории исследования поведенческой экономики ИСЭПН ФНИСЦ РАН (г. Москва), доктор экономических наук, доцент; О.Н. Калачикова, заместитель директора, заведующий отделом исследований уровня и образа жизни населения ФГБУН ВолНЦ РАН, кандидат экономических наук, но и погрузились в проектную деятельность под руководством модераторов, разделившись на три тематические группы:

– Перспективная и достойная работа (модератор группы – старший научный сотрудник отдела исследований уровня и образа жизни населения ФГБУН ВолНЦ РАН, кандидат экономических наук Андрей Васильевич Попов);

– Модель ESG-трансформации города (модератор группы – заведующий Центром исследования пространственного развития социально-экономических систем отдела проблем социально-экономического развития и управления в территориальных системах ФГБУН ВолНЦ РАН, ведущий научный сотрудник, кандидат экономических наук Сергей Александрович Кожевников);

– Цифровой город (модератор группы – директор СЗНИИМЛПХ, заместитель директора ФГБУН ВолНЦ РАН, кандидат экономических наук Евгений Александрович Мазилов).

Обеспечение перспективной и достойной работы в русле экологической повестки осуществлялось в проекте городского фермерства «ВОгород». Он предполагает создание инклюзивного общественного пространства, направленного на вовлечение различных категорий населения в трудовую и образовательную деятельность в сфере сельского хозяйства. Практика выращивания сельскохозяйственных культур в городской среде является важным элементом разветвленной системы зеленых рабочих мест; трудового воспитания, образования и профориентации молодежи; популяризации здорового питания и любви к малой Родине; стимулирования производства и сбыта фермерской продукции; озеленения территории города; активизации личной инициативы для развития собственных городских огородов. В ходе работы над проектом участники интенсива подчеркивали, что в текущих реалиях создание городской фермы требует разработки нормативно-правовой базы для ведения городского сельского хозяйства в помещении, на открытом воздухе и на крыше.

Модель ESG-трансформации города была реализована в проекте «Разделяем вместе», суть которого заключалась в организации эффективной системы сортировки и переработки твердых коммунальных отходов в г. Вологде. В качестве проектного решения группой было предложено формирование такой системы мотивации и управления в данной сфере, чтобы при поддержке местных органов власти жители города активно вовлекались в сортировку мусора, а бизнес видел в данном проекте потенциал коммерциализации. Для этого был разработан комплекс мероприятий (создание экодомов, интерактивная городская ГИС и др.), направленных на раскрытие потенциала муниципально-частного партнерства в данной сфере.

Проект в рамках направления «Цифровой город» назывался «Автоматизация сбора вторсырья: мусор – источник дохода». Ключевой проблемой, на решение которой был направлен проект, явилось отсутствие в городе системы организованного сбора вторсырья и системы мотивации вовлеченных в данный процесс сторон. В связи с этим группой было предложено создание в городе сети фандоматов по сбору вторсырья (на первом этапе пластиковых бутылок и алюминиевых банок), а также запуск для жителей города бонусной программы за сданный мусор. Бонусную программу предлагается подключить к Карте жителя города. В рамках реализации проекта предполагалось разработать мобильное приложение (личный кабинет) для зачисления бонусов, дополнительную вкладку на официальной странице проекта «Карта жителя Вологды», а также интерактивную карту размещения фандоматов. Результат реализации проекта заключается в поддержании чистоты города и повышении культуры сбора вторсырья. Эффектом для жителей должны стать развитие гражданской ответственности, а также возможность получения дополнительного дохода.

Все проекты прошли успешную защиту и получили положительную оценку членов комиссии, возглавляемой мэром города Вологды Сергеем Александровичем Воропановым.

Желаем всем участникам интенсивной образовательной программы «Устойчивое развитие» профессиональных успехов и воплощения творческих планов на практике.

Отзывы участников по итогам интенсивной образовательной программы «Устойчивое развитие»:

– «Интересные практики, полезные для разработки проектов, в т.ч. представлен опыт других регионов нашей страны и других стран. Варианты нестандартного подхода при реализации проекта»;

– «Новые интересные знания, новые знакомства, полезные навыки и инструменты по проектированию»;

– «Подача материала не по «книге», а презентация активного «багажа» знаний, практических знаний и опыта, вовлечение в образовательный процесс с помощью выполнения небольших практических заданий».

Прикрепленные изображения

Все сообщения