Вологодский научный центр Российской академии наук
RuEn

Гранты

Описание и актуальность научной проблемы исследования

Для российских муниципалитетов по-прежнему характерна низкая их финансово-экономическая самостоятельность, что требует поиска новых источников, ресурсов для развития локальных территорий. Этот и другие факты свидетельствуют о недостаточности у органов местного самоуправления ресурсов для полного, качественного и быстрого решения всех вопросов и проблем местного значения, что актуализирует необходимость повышения вклада непосредственно жителей муниципалитетов в развитие территорий (с точки зрения финансового, трудового и иного личного участия), а также роли жителей в принятии управленческих решений на местном уровне, в том числе с точки зрения определения приоритетных направлений развития муниципалитета и приоритетов финансирования проектов, мероприятий по развитию муниципалитетов. Кроме того, масштабность распространения различных форм участия населения в развитии территорий крайне неравномерна среди муниципалитетов России (что обусловлено неурегулированностью многих вопросов их функционирования, а также недостаточным распространением лучшего, эффективного опыта их деятельности), как и эффективность, результативность их деятельности.

Конкретная научная задача в рамках заявляемого проекта заключается в систематизации и комплексной оценке формальных и неформальных механизмов участия населения в развитии территорий (муниципальных образований) и на основе этого обоснование организационно-экономического механизма эффективного функционирования данных механизмов, в том числе с учётом новой реформы местного самоуправления.

В федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление перечислены основные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления: местный референдум; муниципальные выборы; голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сходы граждан; правотворческая инициатива граждан; инициативные проекты (инициативное бюджетирование, в том числе проекты «Народного бюджета»); территориальное общественное самоуправление; староста сельского населенного пункта; публичные слушания, общественные обсуждения; собрание граждан; конференция граждан (собрание делегатов); опрос граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления и другие формы. Эти формы являются «формальным» (прямым, непосредственным, законодательно регламентированным) участием жителей муниципалитетов в развитии территорий.

Не менее важное значение имеют также «неформальные» механизмы (формы) участия населения в развитии территорий, которые прямо не закреплены в каком-либо нормативно-правовом акте, их деятельность не регламентирована, но они также играют значимую роль в процессах управления развитием муниципалитетами. К числу таких механизмов относится участие жителей в деятельности некоммерческих организаций, в том числе волонтёрских и благотворительных; обсуждение вопросов развития муниципалитетов на официальных сайтах муниципалитетов, официальных и неофициальных страницах соответствующих муниципалитетов в социальной сети «Вконтакте»; участие жителей в развитии территорий посредством специальных информационных ресурсов по работе с обращениями граждан – сайтов, страниц в социальных сетях, где жители могут заявить об имеющейся проблеме в развитии муниципалитета и предложить пути их решения; создание формальных и неформальных инициативных групп жителей по обсуждению тех или иных вопросов и решению определённых проблем и др.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций органам местного самоуправления и органам государственной власти субъектов РФ по развитию и поддержке различных формальных и неформальных форм участия населения в развитии территорий.

Состав научного коллектива:

к.э.н. Ворошилов Николай Владимирович (руководитель)

к.э.н. Секушина Ирина Анатольевна (исполнитель)

Лебедева Марина Анатольевна (исполнитель)

Ожидаемые результаты научного исследования

По итогам выполнения данного проекта будут получены следующие научные результаты.

1. Систематизированы основные «формальные» механизмы участия населения в развитии муниципальных образований (формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления в соответствии с федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.) с точки зрения нормативно-правовых, организационных, информационных и иных основ функционирования данных механизмов.

2. Обобщён зарубежный опыт функционирования различных «формальных» и «неформальных» механизмов (форм) участия населения в развитии территорий.

3. Проанализирована и обобщена практика распространения данных «формальных» форм участия населения в развитии территорий (референдумы, выборы, территориальное общественное самоуправление, самообложение граждан, инициативное бюджетирование и др.) на примере субъектов Северо-Западного федерального округа за последние 5-10 лет.

4. Разработана типология муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов субъектов Северо-Западного федерального округа по уровню социально-экономического развития и по периферийности (расположения относительно городов).

5. Выявлена специфика и особенности развития формальных» форм участия населения в развитии территорий в зависимости от разных типов муниципальных образований, в рамках разработанных двух типологий муниципалитетов.

6. Проанализирована и оценена электоральная активность в 2010-2022 гг. жителей субъектов Северо-Западного федерального округа на выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы РФ, высших должностных лиц субъектов РФ, глав муниципальных образований с точки зрения активности жителей и специфики самих компаний (количество и качественный состав кандидатов на выборах, их партийное представительство и т.д.).

7. На основе проведённого анкетного опроса глав муниципальных образований субъектов Северо-Западного федерального округа с выявлены и проанализированы основные формы (механизмы) участия жителей муниципалитетов в развитии территорий, выявлены имеющиеся проблемы и определены перспективы в данной сфере.

8. Систематизированы основные «неформальные» механизмы участия населения в развитии муниципальных образований (участие жителей в деятельности некоммерческих организаций, в том числе волонтёрских и благотворительных; обсуждение вопросов развития муниципалитетов на официальных сайтах муниципалитетов, официальных и неофициальных страницах соответствующих муниципалитетов в социальной сети «Вконтакте»; участие жителей в развитии территорий посредством специальных информационных ресурсов по работе с обращениями граждан – сайтов, страниц в социальных сетях, где жители могут заявить об имеющейся проблеме в развитии муниципалитета и предложить пути их решения; создание формальных и неформальных инициативных групп жителей по обсуждению тех или иных вопросов и решению определённых проблем и др.).

9. Обобщена и оценена практика распространения «неформальных» механизмов участия населения в развитии территорий на примере субъектов Северо-Западного федерального округа за 2019-2023 гг.; дана оценка результативности данных механизмов и их реального влияния на процессы развития муниципальных образований.

10. Разработан организационно-экономический механизм эффективного функционирования различных формальных и неформальных механизмов (форм) участия населения в развитии территорий, в том числе с учётом новой реформы местного самоуправления.

11. Разработаны методические рекомендации органам местного самоуправления и органам государственной власти субъектов РФ по развитию и поддержке различных формальных и неформальных форм участия населения в развитии территорий.