Вологодский научный центр Российской академии наук
RuEn

Вышел в свет новый выпуск журнала «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз» т.10 № 5 , 2017

Номер открывает статья главного редактора журнала, члена-корреспондента РАН, д.э.н., профессора В.А. Ильина «Незавершенное дело Президента. Система государственного управления не готова к снятию с ручного режима».

2017 год – год столетия Русской революции и «финишная прямая» перед президентскими выборами 2018 года. Оба события актуализируют проблематику эффективности государственного управления и качества властвующих элит – основополагающих, системообразующих вопросов, от которых зависит уровень жизни каждого гражданина России, устойчивое функционирование её социально-экономической системы и национальная безопасность государства в глобальных масштабах.

Четвертый президентский срок, так или иначе, должен будет подвести черту под итогами деятельности главы государства по реализации целей, намеченных им еще в 1999 году.

Причем за этот период Президент должен будет не только завершить создание политической системы, способной автономно и эффективно решать повседневные проблемы населения, но и обеспечить ее жизнеспособность, то есть апробировать опытным путем, преодолев политические или экономические кризисы и внеся в нее необходимые коррективы. Это крайне сложная, но исторически ключевая задача, на реализацию которой остается не так много времени.

В рубрике «Стратегия социально-экономического развития» размещена статья А. Шрёдера, д.э.н. А.А. Шабуновой, А.В. Попова, Т.С. Соловьевой, к.э.н. М.А. Головчина «Социальные инновации как эффективный ответ на современные вызовы в сфере образования»

Система образования в современном мире выступает двигателем прогресса. С одной стороны, формируя человеческий капитал, она способствует общественному развитию и повышению конкурентоспособности экономик, с другой стороны, является своеобразным адаптационным механизмом к изменениям глобального рынка труда. В то же время образовательные системы стран мира постоянно сталкиваются с определенными вызовами и проблемами, обусловленными усилением процессов глобализации, информатизации, интеграции, развитием экономики знаний и т.д. Одним из эффективных инструментов преодоления данных вызовов являются социальные инновации. В статье актуализируются проблемы, связанные с развитием социальных инноваций в системе образования. Цель работы заключается в выделении специфических характеристик социальных инноваций в сфере образования, анализе современного состояния социальных инноваций в России на примере системы образования, выделении драйверов и барьеров развития социальных инноваций в российской сфере образования на материалах исследования по проекту «Social Innovation: Driving Force of Social Change» (SI-DRIVE) Седьмой рамочной программы Европейского союза, одним из участников которого являлся ФГБУН «Вологодский научный центр РАН». Сделан акцент на реализации и продвижении социальных инноваций в системе российского образования.

Статья члена-корреспондента РАН, д.геогр.н. В.Н. Лаженцева «Концепция программного решения проблем формирования и развития территориально-хозяйственных систем» посвящена включению анализа взаимосвязи категорий «проблема» и «программа» в методологию изучения территориальной организации хозяйства. Опираясь на опыт отечественных и зарубежных исследований, автор показывает, что комбинация «проблема–программа» дает дополнительный эффект в научном объяснении территориального развития, если «проблема» представлена в виде сложного теоретического или практического вопроса, ответ на который требует как базовых, так и новых знаний, а «научно-исследовательская программа» – как одна из основных единиц науки. В таком случае структурно-функциональная динамика развития конкретного региона рассматривается со стороны организации деятельности по решению проблем определенного типа с опорой на исследовательские и хозяйственные программы. Переход от исследовательских к хозяйственным программам, по мнению автора, целесообразно осуществлять в определенной последовательности, а именно в той, какую «проживает» сама проблема по этапам: научно-поисковому, научно-техническому и организационно-экономическому. Приведены примеры по проблеме совмещения трех начал общественного развития – экономической эффективности, социальной справедливости и экологического благополучия, анизотропной модели комплекса коммуникационных сетей, в рамках которой данная проблема могла бы быть рассмотрена, проблемного подхода к анализу территориальной структуры хозяйства регионов Европейского Севера России.

Традиционно в каждой из рубрик журнала мы знакомим наших читателей с данными последних как российских, так и зарубежных исследований в области социально-экономического развития и управления народным хозяйством.

Все номера журнала «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз» и его англоязычной версии размещены в открытом доступе на сайте http://esc.vscc.ac.ru/

Все сообщения