Высокий уровень гражданской активности и эффективное перераспределение доходов являются неотъемлемыми атрибутами государственной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Кроме экономических точек соприкосновения власти и населения присутствуют и общественные, укрепление которых способствует развитию бюджетного потенциала, в свою очередь, существенно влияя на улучшение качества жизни населения. Активизация гражданского участия в бюджетном процессе, то есть развитие партисипаторного бюджетирования, может способствовать созданию предпосылок для расширения доходной базы бюджетов и роста эффективности бюджетного расходования, что повысит уровень бюджетного потенциала территории.
В то же время в России инструменты инициативного участия населения в бюджетном процессе еще не получили повсеместного распространения. Это обусловило необходимость исследования препятствующих факторов и направлений развития партисипаторного бюджетирования как фактора роста бюджетного потенциала территории. В работе:
- определена роль инициативного бюджетирования в развитии бюджетного потенциала территории,
- исследованы инструменты партисипаторного бюджетирования,
- проанализирована современная практика их применения в России,
- выявлены факторы, препятствующие развитию партисипаторного бюджетирования на территориальном уровне,
- даны рекомендации, которые будут способствовать минимизации выявленных негативных факторов.
Проведенное исследование указывает на то, что сложности реализации партисипаторного бюджетирования на территориальном уровне в России обусловлены действием препятствующих факторов, которые порождают ряд проблем. На основе проведенного анализа использования инструментов партисипаторного бюджетирования в России, а также успешных зарубежных практик в этой области автор предлагает рекомендации для государственных органов власти и местного самоуправления по развитию инструментов партисипаторного бюджетирования в разрезе выявленных факторов:
- Для создания методологической, методической и нормативно-правовой основы реализации инструментов партисипаторного бюджетирования следует:
- – формулировать вопрос, выносимый на референдум, таким образом, чтобы в нем отражался не только факт установления разового платежа, но и его цель, размер (с учетом льготных категорий граждан), способ оплаты и направления расходования;
- – разработать методологию и методический инструментарий отбора проектов для самообложения в рамках конкретных населенных пунктов;
- – принять законодательные нормы для случаев нарушения хода реализации проекта, выявленных гражданами.
- Повышение эффективности построения четырехсторонней доверительной коммуникации между всеми участниками партисипаторного бюджетирования требует:
- – публичного размещения в СМИ (на официальном сайте / в другом интернетисточнике / на информационных стендах / в газете и т. д.) и постоянного обновления информации о реализуемых проектах, суммах собранных средств, отчетах об их использовании с прикреплением соответствующих документов;
- – проведения органами местного самоуправления разъяснительной работы о цели, способе сбора, порядке расходования денежных средств;
- – предоставления населению возможности принимать участие в формулировке выносимого на референдум вопроса, например путем интернет-голосования;
- – развития механизмов софинансирования с участием бюджетов разного уровня, в т. ч. при оценке эффективности государственного управления и местного самоуправления;
- – прямого финансового стимулирования граждан к участию в партисипаторном бюджетировании.
- В целях использования и развития цифровых технологий следует:
- – осуществить цифровизацию процедуры местного референдума (замена электронным голосованием с высоким уровнем верификации);
- – разработать и внедрить в практику интернет-портал, предполагающий гражданское участие в мониторинге реализации проекта.
- Для развития системы финансового (бюджетного) образования граждан, нацеленного на обеспечение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для активного гражданского участия, важно на территориальном уровне осуществить организацию регулярных обучающих мероприятий для органов местного самоуправления и населения по бюджетным вопросам.
Безусловно, реализация обозначенных мер потребует слаженной, целенаправленной системной работы на всех уровнях власти и управления, что будет способствовать развитию инструментов партисипаторного бюджетирования в России, в свою очередь расширяя бюджетный потенциал территорий за счет дополнительных неналоговых поступлений и повышения эффективности расходования бюджетных средств.
В заключение автор отмечает, что партисипаторное бюджетирование рассматривается в мировой практике как перспективный демократический инновационный механизм вовлечения населения в деятельность государства, в частности в бюджетный процесс. Исследование показало, что в России инструменты инициативного участия населения еще не получили повсеместного распространения, однако усиленно развиваются в отдельных регионах. Несмотря на то, что партисипаторное бюджетирование является децентрализованным управленческим инструментом, крайне важно определить подходы к его реализации на федеральном уровне.
Результаты проведенного исследования могут найти практическое применение. Они могут быть полезны исследователям, органам власти и местного самоуправления в рамках развития инструментов партисипаторного бюджетирования.
Познакомиться со статьей подробнее.